ЖИБЕК КАРАМАНОВА
Основатель юридической фирмы KEREMET Holding,
проекта KEREMET Art
Любые инвестиции – будь то приобретение квартиры, ювелирных изделий, машины, мебели или акций крупной корпорации – это или результат долгой аналитики, взвешивая все за и против, или просто эмоциональная покупка, если речь идет не о колоссальных средствах, а недорогих активах. В случае с искусством в принципе такая же ситуация. Если картина или скульптура стоит относительно недорого, это часто бывает эмоциональным решением, как если девушки покупают еще одну сумку, а парни – следят за обновлениями серий телефонов или других гаджетов. Однако, если арт объект стоит значительно больше, то, несомненно, несмотря на огромную любовь к искусству и стремлению получить эстетическое наслаждение даже состоятельные коллекционеры лишний раз обдумают покупку и купят или вложат средства в арт проект при дополнительном аргументе «За» в виде привлекательности объекта покупки в качестве инвестиций.
Арт рынок - в целом вещь достаточно специфичная не только в Казахстане, но и в других странах мира. Покупки, продажи арт объектов, возникновение новых галерей, появление новых более известных имен художников, организация выставок казахстанских художников зарубежом и многое другое, конечно, происходит в Казахстане, однако, другой вопрос – кто об этом знает?
KEREMET Art проводили анализ арт рынка в разрезе живопись и скульптура по Алматы и Астане, и мы пришли к выводу, что, к сожалению, участники арт рынка как художники, галереи, кураторы очень мало внедряют какие либо новые технологии в целях популяризации искусства среди населения. Простого населения, далекого от творческой сферы деятельности. Выставки художников посещаются в основном самими же художниками, коллегами или тем же самым достаточно узким кругом владельцев галерей, что создает некий замкнутый круг, где творческая интеллигенция в основном «варится в собственном соку». А какая задача у любого художника или галереи? – Не только брать количеством посетителей в виде друзей, коллег и родных на открытии выставки с вкусным фуршетом, но еще и продать картины. А кому продавать, если посетители всех выставок – это практически одни и те же люди? Они физически и экономически не смогут скупить все работы, даже при большом желании.
В этой связи мы, например, первыми в Казахстане запустили Арт туры по городу, где любой желающий может посетить мастерские художников, галереи, закулисье театров. И вот это – действительно работает. Участники наших арт туров – это абсолютно разные по професссии и возрасту люди, часто просто обычные клерки, которые всю жизнь живут в Алматы и в галерее никогда не были, и даже в Государственный Музей Искусств имени А.Кастеева не заходили. Для многих из них – это возможность разнообразить досуг или необычно отметить день рождения, например. Однако, именно эту аудиторию мы рассматриваем как потенциально новых участников арт рынка - будущих коллекционеров и покупателей картин. Более того, прецеденты, когда во время наших арт туров покупались картины у художников – уже были.
Необходимо расширять круг тех, кто хотя бы слегка интересуется искусством и рассматривает картины, например, как отличный подарок себе и друзьям. А это – не всегда творческие по профессии люди. И это надо учитывать при проработке стратегии развития арт рынка в Казахстане.
Арт рынок будет жить и развиваться, когда во-первых создастся спрос и некая постоянная мода на покупку арт объектов, и во-вторых, когда ведущие аналитики и финансовые институты Казахстана на примере зарубежных коллег признают арт объекты в качестве ликвидного актива. Спрос сам по себе не появляется, интерес нужно пробуждать, спрос – создавать, а у ликвидного актива есть четкие характеристики. Конечно, искусство в целом кажется многим чем то непонятным и далеким, либо очень возвышенным и опять же не всем доступным. Именно поэтому наши законодатели и банки сейчас еще не готовы пойти на то, чтобы признать и принимать арт объекты в качестве обеспечения при предоставлении займов. Ведь как оценивать этот объект? Просто как актив в виде недвижимости или мебели, привлекать для оценки только финансовых аналитиков и оценщиков, или все таки необходимо приглашать искусствоведов, которые, возможно, обоснуют дополнительную завышенную стоимость картины? А если даже и оценить арт объект по минимальной стоимости, то в случае взыскания обеспечения как и по какой стоимости потом реализовать этот арт объект? И самое главное – кому? Все эти вопросы практически совсем не урегулированы законодательно, а многими ведущими финансовыми институтами даже и не изучались.
Если говорить о развитии арт рынка, то в любом случае рассматриваются и развитие международных сотрудничеств с партнерами и коллегами по цеху либо прямые продажи казахстанских арт объектов зарубеж. Если же международное сотрудничество между музеями, галереями и художниками в виде временных выставок постепенно развивается в стране, то с прямыми продажами вопрос стоит еще остро. И дело не в том, что казахстанских художников не хотят покупать в других странах. В этой связи особо хочется отметить ограничения на вывоз культурных ценностей. В законодательстве Казахстана нет четкого определения данному термину по дате создания или наличию каких либо отличительных характеристик. Таким образом, если художник и его команда постарались над популяризацией его имени в регионе и художник стал известным, всегда есть вероятность, что может сыграть субъективная оценка экспертов согласно которой картину, которую известный художник хочет вывезти на продажу в другие страны, посчитают за культурную ценность. И здесь сильной радости у художника за столь высокую оценку своей работы не будет, ведь признание арт объекта культурной ценностью означает отказ в предоставлении разрешения на постоянный вывоз.
Законодателю нужно всерьез рассмотреть вопрос поддержки новых инициатив по развитию арт рынка в стране и популяризации поддержки искусства меценатами, ведь если урегулировать эту нишу, и вывести многие сделки на официальный и прозрачный уровень, убрав вышеуказанные и многие другие ограничения, государство получит лишь прибыль в виде пополнения налогов от предпринимательской деятельности в бюджет и повышения имиджа страны как государства с диверсифицированной экономикой.